На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Секреты Вашего стиля

8 885 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ольга Меньщикова
    После 50 лет жизнь только начинается! Женщина должна быть прекрасной! Очень хочу участвовать в проекте! Возвращение в...Как обычные росси...
  • Татьяна Сидорова
    Очень хотела бы себя попробовать в качестве моделиКак обычные росси...

Магия цвета и фактур. Художник по костюмам Эми Вада

Мое знакомство с творчеством художника по костюмам Эми Вады началось с фильмов А. Куросавы. Позже меня поразил фильм "Герой" (2002 г.) режиссера Чжана Имоу, для которого Э. Вада создала замечательные костюмы. В этом органичном фильме сплетены в единое целое сюжет, цвет, состояние природы, фактуры тканей. Он похож на сказочный, поэтичный сон...


Кадр из фильма "Герой"


"Герой". Цветные сны.

Чтобы рассказать про работу художника на этом фильме, нужно знать про его концепцию. В "Герое" пять историй, и каждая рассказана в своем локальном цвете. Эту идею предложил оператор фильма, австралиец Кристофер Дойл, много снимавший на Востоке.


Дойл был оператором фильма "Любовное настроение" Вонга Кар-Вая (Технический гран-при за операторскую работу на Каннском кинофестивале)


И новеллы того же Кар-Вая "Рука" (из фильма "Эрос")

Мы придаем большое значение цвету в кадре, ищем скрытый смысл и символизм, в фильме "Герой", как признаются авторы, функция цвета абсолютно эстетическая. Оператор даже называет этот подход "анти-стораро", имея в виду знаменитого кинооператора Витторио Стораро, придающего смысл каждому оттенку цвета. (Про работу Стораро на фильме "Конформист" я писала здесь). Задачей Дойла было создать сильную поддержку основному сюжету и воспоминаниям (flaschback) с помощью цвета.


Первая история, которую видит зритель - черная. В этом цвете решены армия императора и его двор.
В империи Цинь предпочитали черный цвет, даже для лошадей. Для того чтобы быть исторически точным, режиссер Чжан Имоу приказал покрасить все 300 лошадей кавалерии в черный цвет (временно, конечно!)



Красный был первым цветом, который выбрал режиссер. Оператор был против, поскольку считал, что с ним у зрителя слишком много ассоциаций с Азией. "В "Любовном настроении", - рассказывал он, - мы избегали алый любой ценой".


Третья история - синяя. "Одна из историй должна была быть красной, но мы не сразу решили, в каких цветах будут сняты другие, - вспоминал Дойл, - И так мы бродили вокруг Китая в поисках мест, которые были бы нам интересны для съемок, или неожиданных мест, в которых раньше никто не снимал. Увидев великолепное озеро в районе Цзючжайгоу и невероятный цвет его воды, мы решили: "О, это может сработать на нашу идею!''
Для съемок сцен на озере потребовалось почти три недели, потому что режиссер Чжан Имоу настаивал, чтобы поверхность озера была совершенно неподвижной и зеркальной. Озеро было таким только два часа в день, начиная с 10 утра. Поэтому съемочная группа приезжала в 5 утра для подготовки к съемкам.



Белую часть фильма решили снимать в пустыне недалеко от границы с Казахстаном. Когда дело дошло до съемок, стало понятно, что пустыня в полдень выглядит красиво, но людям находиться под палящим солнцем невыносимо; и пришлось ждать конца дня, чтобы стало достаточно прохладно. "Белое стало немного теплее, чем планировалось, из-за вечернего света", - рассказывает Дойл


Пожалуй, моя самая любимая сцена - зеленая. Чтобы получить желаемый оттенок зеленого, этой сцене потом на компьютере сделали цветокоррекцию.''Стораро говорит, что зеленый - это цвет знаний. Ну, я снял много фильмов, где зеленый был цветом памяти, и это просто был мой личный выбор. В "Герое" мы использовали зеленый для воспоминаний, потому что у нас уже были все остальные цвета: красный, синий, белый, не было только зеленого. Не снимать же оранжевый или розовый?!'', - сказал оператор.

Одежда, дизайн и даже природа (земля, горы и небо) вписаны в те же цвета, и лишь в редких случаях нарушают эту монотонность.


Отсутствие контраста между цветом персонажей и окружающей их обстановки было сделано намеренно. "Дело в том, что цвет - это как свет", - говорит оператор. "Для того чтобы увидеть темноту в фильме, необходимо яркое пятно в какой-то части кадра. Другими словами, вам нужен контраст. В этом фильме вы полностью погружены в один цвет, что редкость''



Художник по костюмам Эми Вада

Вот мы добрались и до художника по костюмам. Забавно, что фильм снимали китайский режиссер, австралийский оператор и японский художник по костюмам. Эми Вада родилась в 1937 г. Киото, закончила там же Колледж искусств и дизайна - теперь он Киотский институт искусств, и сейчас ей уже 80 лет. Эми имеет премию "Оскар" за фильм Куросавы "Ран".


Эми Вада получает "Оскар" из рук актрисы Одри Хепберн.

И еще премию "Эмми" за костюмы к опере "Царь Эдип" режиссера Джулии Тэймор. Это одна из самых зрелищных фильмов - опер, что я видела, очень советую посмотреть любителям классической музыки, она есть на ю-туб.


Кадр из фильма - оперы "Царь Эдип" (композитор И. Стравинский)

Большое влияние на эстетику Вады оказали французы: в молодости она зачитывалась Сартром и обожала ходить на фильмы Жана Кокто.

А. Куросава и другие режиссеры

Встреча Вады с Куросавой произошла на премьере фильма "Дерсу Узала" (1975 г). В беседе с ним Эми призналась, что ей очень понравился его "Трон в крови", который переносит историю Макбета в феодальную Японию. Куросава поделился, что хочет также поступить с "Королем Лиром", и Вада попросила: "Пожалуйста, если вы когда-нибудь решите его снять - подумайте обо мне". Как ни странно, режиссер не забыл о молодой художнице и, спустя несколько лет, пригласил Эми делать костюмы для "Рана", основанного на пьесе Шекспира.


Проба костюма на "Ран". Слева - А. Куросава, справа - Э. Вада


"То, что я делала раньше, до Куросавы, полностью отличается от работы с ним. В то время я была увлечена контркультурой, а Куросава-Сан был человеком, который находился на другом конце спектра", - вспоминает художница.
Проект занял три года. Вада рисовала по три эскиза для каждого персонажа. "Каждый раз, когда я показывала Куросаве набросок, он спрашивал: "Есть ли у вас что-нибудь получше?".
У фильма были проблемы с финансированием, но Вада уже не могла остановить запущенный процесс изготовления костюмов и была готова заплатить мастерам собственные деньги. К счастью, все закончилось хорошо и ей не пришлось за долги продавать свой дом.
Для фильма в общей сложности было сделано в Киото 1400 костюмов, большей частью, вручную.


Кадр из фильма "Ран"


Кимоно из фильма "Ран"

"Куросава был перфекционистом, - рассказала Эми в одном из интервью, - Чжан Имоу может снимать зимнюю сцену летом, но Куросава никогда не пошел бы на компромисс, пока не получил бы желаемого". Вада вспоминает, как съемочная команда "Рана" неделю ждала облако, которое нужно было Куросаве. Каждый день, начиная с 4 утра, 400 человек приезжали на съемки и ждали подходящего облака".


Кадр из фильма "Ран". Желтый, красный и синий в костюмах тут тоже не просто так. Это три брата и их три основных цвета, которые помогают впоследствии зрителю различать их армии в братоубийственной войне.

"Я ищу свое вдохновение в моих воспоминаниях и опыте. Пока я росла в Киото, буддийские статуи, деревья, узоры на полу, камни в саду, бамбук - все это стало частью меня, и, когда я читаю сценарий, я заимствую идеи у этих вещей. Я уже прожила долгую жизнь, у меня накопилось много различных воспоминаний и переживаний, и в поисках вдохновения, мой взгляд может перескочить из храма Сандзюсангэн-до в Киото к цветку глицинии, что я видела в Риме. Поскольку, из-за моей работы я путешествую по всему миру, то я поглощаю и удерживаю воспоминания отовсюду, где была. Возьмите, к примеру, костюм персонажа "госпожа Суэ" в "Ран". Цвет был позаимствован у одной из работ итальянского художника Боттичелли, и я включила его в японское кимоно".


Надо сказать, Эми всегда везло на режиссеров с художественным видением. Помимо Акиро Куросавы (с которым она снимала еще один потрясающе красивый фильм "Сны Акиры Куросавы"), Вада работала (в театре) с Франко Дзеффирелли - вместе они поставили оперы "Мадам Баттерфляй" и "Турандот".


Сцена из спектакля "Мадам Баттерфляй". "Арена ди Верона", Италия


В творческом тандеме с Питером Гринуэем, Вада поработала на фильмах: "Книги Просперо" (к слову, тоже адаптация Шекспира, но теперь "Бури"), "Записки у изголовья", "8 1/2 женщин". И на двух операх.


Для съемок титров «Книги Просперо», Ваде пришлось уговаривать 86-летнего актера Джона Гилгуда надеть 25-килограммовый плащ.

И - отказалась от приглашения Стивена Спилберга работать над "Мемуарами гейши", сказав, что большинство японцев считают, что это развесистая клюква в стиле "Япония глазами американцев". "Почти все, что вы видите в фильме - неприемлемо: окружающая среда, люди, костюмы и интерпретация японской культуры", - говорит она (к слову, художником по костюмам на "Мемуарах гейши" была Колин Этвуд, которая получила за эту работу "Оскар")
"Если бы я участвовала в этом проекте, мне было бы стыдно вернуться в свой родной город", - сказала Эми.

С режиссером фильма "Герой" Чжаном Имоу Вада сразу нашла общий язык. "Чжан Имоу полностью поддержал мои идеи. Я думаю, что большинство исторических китайских фильмов были весьма обычные, а мне хотелось добавить новый цвет, материал и силуэт в дизайн костюмов, чтобы зрителям всего мира было бы интересно и симпатично смотреть этот фильм".
При этом, Вада видит свою роль, выходящей за рамки изготовления одежды. Ее задача - помочь режиссеру рассказать историю с помощью образов.


Фактуры костюмов фильма "Герой"

Костюмы персонажей этого фильма очень лаконичные по крою и отделке.



Они не доминируют в фильме, а являются его органичной частью. Но эта простота очень обманчива, в каждом костюме используется большое количество тканей разных фактур и оттенков.


Кадр из фильма "Герой".


Синий костюм из фильма "Герой".


Кадр из фильма "Герой"

Легкость фактур делает фигуры актеров бестелестными, призрачными. В фильме все истории мы видим глазами не рассказчика, а слушателя, поэтому они нереальны, сказочны, а бои между персонажами превратились в антигравитационный балет. Соответственно, и костюмы похожи скорее на блик от цветного витражного стекла, чем на реальную одежду.


Красный костюм

A woman looks at Japanese designer Wada's costumes in Tokyo
На этом фото с выставки Вады хорошо видна прозрачность тканей

Эти одежды эфемерны, поскольку сшиты из многих слоев тончайшего шелка, который эффектно развевается при движении и на ветру.



Кадр из фильма "Герой"


Белый костюм


Кадр из фильма "Герой"


Зеленый костюм

Вада искала вдохновение в древних китайских, корейских и японских костюмах.



Кадр из фильма "Герой"


"Терракотовая армия"

"Но, поскольку это боевик, костюмы должны были быть легкими, как балетные пачки"


Кадр из фильма "Герой"


Цвет костюмов фильма "Герой"

"В последнее время фильм стал цифровой фотографией. И цвет могут убрать или добавить в пост-продакшн. Я болезненно отношусь к этим изменениям", - делится художница. Это и понятно, Эми Вада долго и скрупулезно добивается в своих костюмах нужных оттенков, и изменить их цвет - значит, убить всю ее работу.
Например, для персонажей фильма "Герой" она пыталась придумать не менее тридцати оттенков. Эта любовь к цветовым нюансам идет не только от японской культуры - выросшая в послевоенном Киото, Вада читала американские издания, такие, как журнал "Life". "Мне нравилось разглядывать рекламу "Revlon" и "Max Factor", в которых показывали 20 различных видов красного цвета - от розового до оранжевого", - вспоминает она.


Реклама "Ревлон" 1959 г.

Однако, после того как цветовая палитра была утверждена, Вада столкнулась с непредвиденной проблемой: "Мы не могли сделать некоторые цвета с теми красителями и той мягкой водой, что нашли в Пекине. Поэтому мы везли красители из Англии и Японии, и использовали минеральную воду, чтобы окрасить некоторые из тканей".


Красильня. Фотография из книги Э. Вада.

Красные костюмы были созданы с использованием пятидесяти четырех оттенков цвета.


"Красный бой" был снят в монгольском лесу. Чжан Имоу ждал, пока листья пожелтеют. Художник по костюмам убедила Чжана Имоу изменить цвет падающих листьев. Предполагалось, что они будут только золотыми, но Вада предложила постепенно сделать их красными, чтобы они больше соответствовали красным платьям актрис.


Для своих костюмов Вада пробует собственноручно красить образцы различных тканей, ведь, как японка, она придает большое значение именно ручному труду. Сама она говорит, что может быть уверена только в тканях, изготовленных и покрашенных вручную и при полном ее контроле. Это неудивительно, учитывая, что в Японии издавна существует своя культура создания текстиля. "Очень важно работать с тканями, сделанными вручную, человеком", - объясняет она. "Потому что дизайн костюма - это не мода. Костюм в кино предназначен помогать создать персонаж, и с помощью кустарных материалов делает фильм более жизненным".


На фото - Эми Вада. Скан из ее книги.

После попадания в нужный цвет, Эми делает из этих лоскуточков маленький костюм - именно так она видит, как будут работать цвет и фактура в фильме или спектакле.


Коллаж Эми Вада для спектакля "Мария Стюарт"

Опера "Первый император" в Метрополитен-опера.


Сцена из спектакля "Первый император"

Не могу не рассказать про еще один совместный с Чжаном Имоу проект Эми Вады.
Опера "Первый император" была поставлена на музыку американского композитора китайского происхождения, лауреата премии "Оскар" (за лучшую музыку к фильму "Крадущийся тигр, затаившийся дракон"), с прелестным для русского уха именем Тань Дунь. Он же писал музыку и к фильму "Герой", поэтому неудивительно, что театр пригласил именно Имоу ставить этот спектакль. К слову, к этому времени режиссер уже удивил всех размахом оперы "Турандот" (1998 г), поставленной в Пурпурном Запретном городе, древней резиденции китайских императоров. Получилось грандиозно, с невероятным количеством статистов (пишут, привлекли китайскую армию), но на мой вкус, излишне пестро и мало похоже на оперный спектакль, скорее уж, на уличное шоу. (Кому интересно, на ю-туб есть киноверсия "Turandot in the Forbidden City of Beijing", художник по костюмам Wei-Zheng Li)


Кадр из спектакля "Турандот в Запретном городе"

"Первый император" в Метрополитен-опера получился намного более элегантным. Основная визуальная идея - Великая китайская стена. Пишут, что "сюжет основан на событиях жизни правителя царства Цинь - Цинь Ши Хуана (Qin Shi Huang), военные завоевания которого объединили Китай в 221 до н.э. и положили конец многовековой эпохе Воюющих Царств. Для сопровождения императора в потустороннем мире было изваяно бесчисленное терракотовое войско. Ему приписывают построение централизованного государства, строительство Великой стены..." Отсюда и идея Стены. Декорация состоит из огромных блоков, похожих на гигантские кирпичи, эта же тема кирпичной кладки продолжается и в костюмах.


Сцена из спектакля "Первый император"


Костюм Принцессы


Костюм Композитора


Костюм Императора


Сцена из спектакля "Первый император". Главную партию исполнял божественный Пласидо Доминго)


Костюм Императора


Сцена из спектакля "Первый император"


Костюм Императора


Сцена из спектакля "Первый император"


Костюм Императора


Пласидо Доминго в опере "Первый император", в костюме Э. Вада



Костюм Императора


Сцена из спектакля "Первый император"


У этого костюма предполагался 10-метровый шлейф) Потом его сократили до 5 метров, потом...

Эми Вада говорит: "Для меня главное - это фактура материала, неважно, для оперы или для фильма. Я часто делаю ее сама, даже когда беру кусок готового материала, то адаптирую его путем добавления или удаления определенных элементов. Иногда я удаляю цвет, чтобы потом создать что-то по моему собственному вкусу. Даже в случае создании костюмов к историческим фильмам, мы должны помнить, что зритель - наш современник. Для сохранения эпохи, я оставляю некоторые исторические элементы костюма, но добавляю современные цвета. Для крупных проектов серьезной проблемой становится создание основной ткани. Например, чтобы сделать костюмы для оперы с хором из 160 человек и 100 статистов нужно 10000 метров ткани. В таких случаях, я оставляю ткань ручного производства только для ведущих актеров.



Несмотря на свои 80 лет, Эми еще работает. "Мое кредо, - сказала она, - всегда пробовать что-то новое. Я думала, что "уйду на пенсию" в 70, но нет, не могу - мне предлагают столько интересного, невозможно отказаться!"
Можно только позавидовать работоспособности художницы. Пожелаем же ей здоровья и сил!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх